среда, 15 марта 2017 г.

Чему мы можем научиться у писателя Валентина Распутина

   Писателю Валентину Распутину 15 марта исполнилось бы 80 лет. Он писал очень просто и в то же время невероятно емко, пронзительно. Кому-то может показаться, что такая литература слишком проста для сегодняшнего много знающего и, без сомнения, образованного читателя. Но за кажущейся простотой деревенских героев Распутина — сложность и противоречия окружающего мира, который за эти годы не стал лучше. Такая литература не позволяет нам быть черствыми, а значит, обязательна к прочтению.
   Рассказ "Уроки французского" (1973) сегодня дети изучают в шестом классе, повесть "Прощание с Матёрой" (1976) — в старших классах, "Живи и помни" (1974) — рекомендуют к прочтению. Эти на первый взгляд очень простые и доступные произведения, написанные в первой половине 1970-х, — то главное, что сегодня мы должны знать не только о Распутине, но и о самих себе.
   Распутина называют писателем-деревенщиком. Под этот термин попадают произведения о деревенской жизни, написанные начиная с 1950- х годов: о жизни такой, какой она и была в послевоенных советских деревнях. Формально так оно и есть: Распутин писал о родных краях. Он родился в поселке Усть-Уда Иркутской области, а вскоре семья переехала в деревню Аталанка, которая впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС.
   После школы будущий писатель учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, работал журналистом в местных газетах. Первый рассказ Распутина опубликовали в начале 1960-х в альманахе "Ангара". И дальше, как в какой-нибудь удивительной истории про талантливого автора из провинции, пришел успех. Через несколько лет его повесть "Деньги для Марии" уже вышла отдельной книгой в московском издательстве "Молодая гвардия".
    В литературной среде ходили слухи, что после повести "Прощание с Матёрой" Распутина, который всю жизнь жил в Иркутске, вызвали в Москву – то ли в Союз писателей, то ли в какие-то иные "органы". Автору пеняли на то, что он пишет о гибнущих деревнях и переживаниях старух, в то время как рядом, буквально "под боком" идут великие стройки. Распутин своим принципам не изменил, даже несмотря на то, что позже в Иркутске, в подъезде собственного дома его жестоко избили, обставив нападение как хулиганство.
    В библиографии Распутина огромное количество рассказов, повестей и очерков, его произведения экранизировали. С 1980-х годов он активно участвовал в общественной жизни: занимался спасением озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, выступал против проекта поворота северных и сибирских рек. Позже, на рубеже 1990-х, поддерживал коммунистов, общество "Память" и  публиковал в прессе письма об опасности развития рок-музыки.
   Он был заметной фигурой в общественно-политическом пространстве, хотя позже сам заявлял, что не считает себя политическим деятелем, так как "политика — дело грязное, порядочному человеку там делать нечего".
   Но теперь, спустя два года после его ухода из жизни (писатель скончался 14 марта 2015 года, накануне своего 78-летия) и спустя десятилетия после тех бурных 1990-х ясно одно: Распутин важен нам прежде всего и, возможно, только как писатель. И писательское наследие его отнюдь не ограничивается термином "деревенская проза".
   История деревенского мальчика, который уехал учиться в райцентр, история женщины, которая любит своего мужа-дезертира, история старух, которые не могут оставить родную деревню — все это не о дне вчерашнем, а о дне сегодняшнем. Ведь писал Распутин прежде всего о людях, их эмоциях, переживаниях, о тех, кто оказывается на грани, порой на грани жизни и смерти.
   Уже известно, что в связи с юбилеем со дня рождения будут издавать полное собрание сочинений писателя: сформирован редакционный совет, однако на работу может уйти около пяти лет. В Иркутске планируют открыть его музей, в местных театрах — поставить спектакли по его произведениям.
   На первый взгляд, формальные события, приуроченные к 80-летию со дня рождения писателя, должны в какой-то степени определить место произведений Распутина в современной жизни. Но на самом деле это место может определить только читатель, перечитав или (кто-то) впервые открыв его книги.


Источник:https://ria.ru/culture/20170315/1489989391.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий