среда, 30 ноября 2016 г.

Следствие вели

   Дедуктивный метод Шерлока Холмса, пытливый ум Пуаро, наблюдательность мисс Марпл — имена этих сыщиков знакомы нам едва ли не с самого детства. Сегодня diletant.media расскажет о тех, кто затерялся в тени своих ярких коллег, но на деле также заслуживает пристального внимания.







   Детективный жанр по-настоящему заявил о себе 20 апреля 1841 года со страниц филадельфийского Graham’s Magazine. «Отцом» первой детективной истории стал американский романтик Эдгар Аллан По с рассказом «Убийство на улице Морг». Его герой Огюст Дюпен, французский аристократ, не является профессиональным сыщиком: его не приглашают на место преступления, ему не платят деньги за удачно раскрытые дела. Он — сыщик-любитель, его метод — холодная аналитика и логические выводы, основанные на чтении газет с описанием деталей совершенного преступления.
Сам автор описал однажды метод столь полюбившегося публике героя на примере игрока в карты: «Объём полученной информации заключается не столько в достоверности выводов, сколько в точности наблюдения».
Метод Огюста Дюпена — холодная аналитика и логические выводы
   Акцентируя наибольшее внимание на этой самой точности, Дюпен использовал при «решении задачи» (раскрытии преступления) ассоциативные ряды: он пытался поставить себя на место подозреваемого и таким образом проследить логику его поведение. «Мыслить как преступник» — знакомое Вам по американским детективным сериалам кредо, не так ли?
   Считается, что именно По проложил дорогу для «новых» детективов, ввел в литературную традицию уникальный жанр и открыл публике образ героя-детектива.
   Однако у всех сыщиков, как литературных, так и реально существующих, был живой прототип. Его звали Эжен Франсуа Видок. В прошлом — бандит и преступник, этот француз, впоследствии занявший пост первого главы Главного управления национальной безопасности, стал одним из первопроходцем частного сыска и уголовного розыска в современном его виде… И написал о своих похождениях и жизненных перипетиях мемуары, которые увидели свет в 1828 году (есть также версия, по которой автобиография, на самом деле, была написана «литературным негром»).
   Еще одним интересным моментом в истории детективного жанра стала «пинкертоновщина». Так стали называть детективно-приключенческую литературу начала двадцатого века, отвергнутую критиками, но крайне востребованную среди читателей. Это явление было названо в честь Ната Пинкертона, одного из наиболее ярких персонажей-сыщиков в массовой литературе того периода.
Эжен Видок в прошлом был бандитом и преступником
   У него был реальный прототип — Алан Пинкертон, основатель «Национального детективного агентства Пинкертона», прославленный американский сыщик и разведчик, во время Гражданской войны действовавший на стороне Союза (Севера).
   «Пинкертоновщине» предшествовали и ньюгейтский английский роман, получивший свое название от самой известной лондонской тюрьмы, и французский роман-фельетон, и грошовый американский роман. Такого рода произведения стремительно быстро распространились по Европе, они нашли своего читателя и в России. Помимо Ната Пинкертона, в качестве главного героя представали и другие персонажи: например, Ник Картер и Шерлок Холмс (последний, кстати говоря, не имел ничего общего с героем Артура Конан Дойла).
Прототипом Ната Пинкертона был сыщик Алан Пинкертон
   Минуя героев Конан Дойла и Агаты Кристи, обратимся к образу еще одного сыщика — отца Брауна. Этот герой — католический священник, образ, запечатленный на страницах детективных историй Г. К. Честертоном. Патера Брауна далеко не назовешь красавцем: низкорослый, пухлый и неприметный, забавный и кажущийся недалеким, он, на деле, обладает пытливым умом и невероятной наблюдательностью. Бледнеет при виде трупов, опирается на законы христианского смирения, пытается разглядеть частицу божественного в каждом человеке, даже если он — преступник. Аналитический метод священника похож на подход к раскрытию преступлений Огюста Дюпена: для того, чтобы понять, кто мог совершить то или иное деяние, нужно попытаться поставить себя на место человека и понять ход его мыслей.
   У патера Брауна был реальный прототип: этого человека звали Джон О’Коннор и он сыграл немаловажную роль в жизни Честертона, принявшего благодаря нему католичество. Именно от своего духовника писатель почерпнул одну из наиболее интересных и загадочных черт своего героя — умение заглядывать в самые темные уголки души и в то же время не озлобляться на весь мир, оставаться человечным.
Прототипом патера Брауна был священник Джон О’Коннор
   Есть и более классические примеры сыщиков, завоевавших читательские любовь и доверие. Например, комиссар Мегрэ Жоржа Сименона. «Родился» герой на страницах французского детективного романа в 1929 году: к тому времени Сименон написал около двухсот романов и огромное количество новелл. Его персонаж поначалу кажется совершенно заурядным — сын управляющего имением, человек без высшего образования. Но всё это — только на первый взгляд. Мудрый полицейский Мегрэ виртуозно раскрывает дела, сваливающиеся на его плечи, а по числу раскрытых преступлений даёт фору самому Шерлоку Холмсу: французский сыщик стал героем нескольких десятков новелл и семидесяти шести романов.
    Ниро Вульф и Арчи Гудвин — нью-йоркские частный сыщик и его помощник и герои Рекса Стаута. Большинство раскрытых ими дел посвящено сложному переплетению любовных/семейных отношений с криминалом…
Мегрэ превосходит Холмса по количеству раскрытых дел
   Тридцать три романа и тридцать девять повестей о полноватом детективе, предпочитающем не выходить из дома из-за своей патологической ненависти к путешествиям и боязни поездов и автомобилей, так захватили публику, что сделали Вульфа одним из культовых героев американской детективной литературы двадцатого века.
   «У меня странный организм. Я не помню случая, чтобы работа утомляла меня. Зато безделье меня изнуряет," - сказал однажды Шерлок Холмс. Работа сыщика — как источник вдохновения, раскрытие дел — как источник жизни и вечная «интеллектуальная подпитка»…
   Не в этом ли заключается наибольшая притягательность профессии детектива? Не это ли заставляет нас тонуть в хитросплетениях неизвестных сюжетов и становиться невольными свидетелями злодеяний и разоблачения их виновников?










Источник: http://diletant.media/articles/32335832/

Комментариев нет:

Отправить комментарий