четверг, 8 сентября 2016 г.

Почему Джоан Роулинг нарушила свое обещание девятилетней давности и что из этого выяснилось


В классической (теперь уже можно так говорить) серии о Гарри Поттере есть персонаж, которого вряд ли кто помнит. А между тем ему — вернее, его экранному воплощению — принадлежит очень важная реплика, определяющая мир, который создала Джоан Роулинг.
Этот персонаж — садовник Фрэнк Брайс, приглядывавший за домом Рэддлов. В фильме «Кубок огня» он произносит одну-единственную фразу: «Чертовы дети!». В окне заброшенного дома Рэддлов появился свет, и Фрэнк подумал, что туда забрались соседские дети. А там, как выясняется, вовсе не они, а Волан-де-Морт с приспешниками.
Мир Гарри Поттера — это мир, без остатка принадлежащий подросткам, созданный ими и для них.

Взрослые в этом мире — либо функции («мудрость» — Дамблдор, «материнская забота» — миссис Уиззли, «строгая справедливость» — профессор Макгонагалл), либо те же подростки, отказывающиеся взрослеть (как Волан-де-Морт, застрявший в своем сиротском максимализме).
Мы почти не знаем, что они чувствуют; мы только изредка подглядываем за тем, как они строят планы, чтобы в очередной раз убедиться в том, что они совсем ничего не понимают в этой жизни.
Героем такого мира может быть только подросток — бескомпромиссный, упрямый, слабый, подверженный внезапным переменам настроения. Именно поэтому, закончив седьмую книгу, Роулинг пообещала, что больше никаких историй о Гарри Поттере не будет. Какие могут быть истории, если Гарри Поттеру исполнилось 39 лет?
Пьеса «Гарри Поттер и проклятое дитя» начинается именно с этого: Гарри Поттер стал взрослым и перестал быть героем собственного мира. У этого мира теперь другой герой — его младший сын Альбус Северус. Про таких пишут: «Это был самый обыкновенный мальчик». Он и правда самый обыкновенный — настолько, что даже собственные брат и сестра считают его скучноватым. У Гарри Поттера в его возрасте был шрам в виде молнии и умение виртуозно летать на метле; у Альбуса есть только… Гарри Поттер в качестве отца.
Анонсируя «восьмую историю о Гарри Поттере», Роулинг описала ее центральный конфликт: сын Гарри Поттера пытается справиться с наследием своего знаменитого папаши. Вероятно, как и все центральные конфликты серии, этот сюжет был взят из жизни:
в 2003-м, на пике славы, у Роулинг родился сын, а в 2005-м — дочь. Сейчас им как раз 13 и 11 лет соответственно, и они вынуждены справляться с повсеместной известностью и легендарностью своей матери так же, как Альбус Северус — с известностью отца.

Сама по себе пьеса «Гарри Поттер и проклятое дитя» — пятичасовой экскурс в историю серии. Герои — Альбус и его друг Скорпиус Малфой, сын Драко — попадают в прошлое своих родителей и исследуют альтернативные сюжеты, которые могли бы сложиться, если бы те повели себя иначе, когда сами были детьми. В процессе чтения пьесы очень хочется взять и перечитать книги серии с четвертой по седьмую, потому что выясняется, что в них все придумано наилучшим образом — уж точно лучше, чем в пьесе. Впрочем, пьесу придумала не сама Роулинг: она только автор идеи и мира, а текст принадлежит драматургу Джеку Торну и режиссеру Джону Тиффани.
Поразительно, но в пьесе, задуманной и написанной тремя взрослыми людьми, самые живые и интересные герои — подростки. А взрослые — сорокалетние Гарри, Рон, Гермиона и Драко — стали такими же функциями, какими в классической серии были представители старшего поколения волшебников.
Вообще, судя по всему, Роулинг ненавидит и презирает взрослых — это мы увидели в первой же настоящей «взрослой» книге, которую она написала после «Гарри Поттера». В ее многофигурной «Случайной вакансии» трудно найти хоть одного персонажа старше школьного возраста, который бы не вызывал отвращения или презрительной жалости. В пьесе дела со взрослыми персонажами обстоят чуть лучше — главным образом потому, что речь в ней идет о взрослых, которые так и не повзрослели.
В мире Гарри Поттера все так, как и должно быть в мире любого нормального подростка. Если дружба — то навеки. Если ненависть — то всепоглощающая. Если любовь — то такая, которая побеждает и разлуку, и смерть, и все на свете. А
весь этот мир в целом — одна большая школа, в которой герой учится, дружит и враждует, соревнуется, жульничает на экзаменах — и всегда может исправить свои ошибки, даже если они остались далеко в прошлом.

В современной европейской культуре есть два основополагающих литературных мифа: это «Властелин колец» и «Гарри Поттер». Интересно, что оба возглавляют рейтинги популярности: «Властелин колец» — самая продаваемая книга в мире (продано более 150 миллионов), а «Гарри Поттер» — самая продаваемая в мире серия книг (продано более 400 миллионов).
«Властелин колец» был настольной книгой послевоенного поколения. В нем речь шла о том, что любой человек, даже если он маленький хоббит, может взять на себя ответственность за всех и нести ее, как взрослый. Если хочешь выжить, надо повзрослеть. «Гарри Поттер» — главная книжная серия поколения кидалтов, поколения, которое считает, что взрослеть нельзя ни в коем случае, если хочешь остаться живым.
Сейчас, в нашем мире победившего инфантилизма, очередная история о юном волшебнике и его школьных друзьях снова рвет все чарты. В первые два дня после выхода репетиционного текста пьесы только в США и Канаде было продано больше двух миллионов копий, а билеты на премьеру 30-го июля разошлись за пару часов.
Но в истории о Гарри Поттере есть еще одно незаметное, но очень важное обещание. И я все жду, что его-то Роулинг когда-нибудь исполнит. Может быть, не для нашего поколения инфантилов, а для тех, кто вырастет после и будет готов принять свою взрослую жизнь, в которой ничего не происходит так, как хочется, а то, что хочется, не происходит никогда.
Я все жду, что
Роулинг напишет историю родителей Гарри Поттера.

Это будет история о том, как очень молодые люди, которые только что закончили учиться, поженились и нарожали первых детей, вдруг обнаружили, что вокруг них идет война с неопределенной линией фронта, вчерашние одноклассники стали смертельными врагами, а за помощью к взрослым бежать невозможно, потому что взрослые — это они и есть.
Как мы знаем из классической серии о Гарри Поттере, в конце этой истории все они, полные любви, надежд и профессиональных амбиций, погибнут. Кто-то раньше, кто-то позже. Кто-то как герой, кто-то — как предатель. Никому из них не удастся прожить ту жизнь, о которой они мечтали, когда учились в школе. Но самое главное — все они будут вынуждены стремительно повзрослеть.
Я думаю, Роулинг еще напишет об этих людях. Но это будет уже совсем другая история.


Текст: Юлия Идлис
Фото:www.pottermore.com

Источник: https://godliteratury.ru/public-post/garri-potter-i-chyortovy-deti

Комментариев нет:

Отправить комментарий