среда, 17 августа 2016 г.

"Классика" ныне дорога

Петербургские писатели переходят на самиздат

Книжные магазины предпочитают продавать только те издания, которые пользуются спросом у покупателей Фото: Тарас Литвиненко/РИА НовостиКнижные магазины предпочитают продавать только те издания, которые пользуются спросом у покупателей Фото: Тарас Литвиненко/РИА Новости
Число авторов, публикующих свои произведения без привлечения издательств, неуклонно растет. Однако книги, собранные "своими руками", за рамки электронного формата выходят нечасто: магазины сотрудничать с малоизвестными авторами не стремятся, да и заработать на тираже практически невозможно. На Западе самостоятельные публикации приносят авторам до 50 процентов дохода.

Согласно данным российской издательской платформы Ridero, в среднем один их автор продает за год 24 экземпляра своих книг, а более тысячи экземпляров продали всего четыре писателя. Оптимизма цифры не внушают, однако желающих вывести свое произведение "в массы" такие перспективы не отпугивают. Даже наоборот: каждый день в онлайн-издательствах регистрируются сотни новых авторов, обрабатываются сотни произведений. С одной стороны, дело в доступности технологий. Выбрать макет верстки собственного текста, сконструировать оригинальную обложку, установить цену, обновить устаревшую версию - все это на специальных сайтах автор может сделать сам. Но не менее важная причина состоит в том, считают эксперты, что классические издательства просто вынуждают писателей идти таким путем.

- Начинающему автору все сложней напечататься. Рынок заполнили одни и те же фамилии, пусть даже с литературой сомнительного качества, зато продающейся. Издательства "дуют на воду" и сотрудничают с проверенными авторами, хотя этот путь ведет в тупик. Так что у людей зачастую нет выбора. Причем, при грамотной организации самостоятельное издание не будет стоить ни копейки. Почему бы не попробовать? - комментирует писатель, создатель объединения независимых авторов Алексей Ефимов.


Затраты на публикацию в таком случае действительно нулевые. Деньги, как правило, берут лишь за дополнительные опции по желанию автора. Это может быть профессиональный корректор или помощь юриста, создание особенного дизайна или приглашение иллюстратора, начитка аудиоверсии. Цены на услуги варьируются от 900 рублей до нескольких тысяч. Собственно, на этом издательства такого типа (а их пока в России не так много) и зарабатывают. Еще один очевидный плюс - скорость. Уже через десять дней после отправки книги на модерацию она появляется в продаже. Традиционным издательствам такое пока не под силу. Даже крупнейшие книжные интернет-магазины, если и берутся за выпуск произведения, то до момента его выхода придется ждать минимум полгода.

С финансовой стороны тоже есть свои выгоды. Так, стандартный контракт с издательством предусматривает не больше 10 процентов авторских отчислений с оптовой цены. В случае с самиздатом так называемые "роялти" составляют порядка 25 процентов от розничной стоимости.

Стандартный контракт с издательством предусматривает не более 10 процентов авторских отчислений
- Например, при розничной цене электронной книги в 50 рублей отчисления составят 12,5 рубля. Даже при такой стоимости это больше, чем предложит автору традиционное издательство, - говорит Ефимов.

Однако до получения роялти еще нужно добраться, а это, к сожалению, удается далеко не всем авторам. Из миллионов опубликованных электронных книг существенная часть не может похвастаться и одним проданным экземпляром. Еще сложнее обстоит дело с выходом на традиционный книжный рынок. Напечатать книгу в бумажном формате труда не составит: эту услугу за определенную плату предоставляют все те же издательские платформы (тираж может быть любым, минимум четыре экземпляра). А вот пристроить свежеотпечатанное произведение на полки книжных магазинов - дело практически бесперспективное, сетуют писатели. Единственный доступный вариант - бутики по интересам, продажа специализированной литературы и прочие небольшие торговые точки. О крупных сетях можно забыть, просто потому, что они, как правило, не работают с физическими лицами.

- Магазинам выгодно, когда издательство поставляет сразу несколько десятков или сотен наименований товаров, поскольку большой объем гарантирует определенные продажи. К тому же издательство проводит рекламные кампании по поддержке спроса на книгу, а это тоже повышает вероятность того, что издание будет продаваться. Автор, действующий самостоятельно, не способен организовать достойное продвижение, и, связываясь с ним, магазин рискует. Кроме того, необходимо юридическое оформление взаимоотношений между автором и магазином, а это слишком хлопотно, особенно если учесть, что спрогнозировать спрос на самиздат невозможно, - прокомментировал корреспонденту "РГ" представитель одной из торговых сетей.

В итоге писателю не остается ничего, кроме как снова вернуться в Сеть и продавать свои, теперь уже бумажные, экземпляры через те же интернет-магазины. Либо - серьезно заняться раскруткой своего имени, что нулевыми затратами уже никак не назовешь, зато появляется хоть какой-то шанс. К слову, примеры, когда электронные издания успешно перекочевали на прилавки книжных магазинов, все-таки привести можно. Эксперты вспоминают, например, дебютный роман американского писателя Энди Уира "Марсианин", по которому позже был снят одноименный фильм. Всемирно известный интернет-магазин Amazon тоже призывает писателей не отчаиваться и публикует вот какую статистику: из ста бестселлеров, проданных компанией за прошлый год, 25 были опубликованы независимыми авторами.

Помимо саморекламы специалисты рекомендуют все-таки присмотреться к издательствам: заключение договоров с ними может обеспечить доступ в книжные магазины. А еще активно заниматься личными продажами. Так, не помешает вступить в сетевые сообщества, в которых состоят потенциальные покупатели книги, - в одном случае это могут быть путешественники, в другом - любители животных или кулинарии. В целом же, по экспертным оценкам, несмотря на туманные перспективы, от электронной публикации в ближайшем будущем авторы не откажутся - рассчитывается, что к 2019 году доля небумажных книг в мире составит 30 процентов.

Тем временем
Продажи электронных книг в России по итогам 2015 года выросли на 75 процентов - такие данные публикует крупнейший книжный интернет-магазин "ЛитРес". Сумма покупок оценивается в 1,7 миллиарда рублей. Количество людей, отдающих предпочтения электронному формату, выросло на треть и достигло десяти миллионов человек. Эксперты прогнозируют, что нынешний год принесет более внушительные результаты - объем рынка продукта может достичь трех миллиардов рублей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий