15 октября 2015
года в Библиотечном Центре «Екатеринбург» состоялось подведение итогов и
награждение лауреатов Городского издательского конкурса «Книга года».
Конкурс «Книга года», организатором которого является Библиотечный Центр
«Екатеринбург», проводится с 2000 года при поддержке Управления культуры
Администрации города Екатеринбурга.
Он стал
заметным явлением культуры нашего города. Благодаря библиотеке екатеринбургские
издательства и издающие организации получили открытую общественную площадку для
представления своей продукции, продвижения книги, чтения, реализации лучших
традиций книжной культуры. В свою очередь Библиотека получила в фонды коллекцию
книг, во многом уникальных, издаваемых в Екатеринбурге. Общая конкурсная коллекция
за эти годы составила более 2,5 тысяч книг. Они составили ядро краеведческого
фонда библиотеки и стали основой для многих библиотечных проектов.
Среди 19 участников этого года - издательства, научные и учебные заведения,
полиграфические фирмы, частные лица. Впервые представили свою продукцию
Издательский Дом «Питер» и Тюменский государственный университет.
Жюри назвали лауреатов в 20 номинациях,
среди которых наиболее полно представлены: «Лучшее издание о Екатеринбурге»,
«Лучшая книга о Великой Отечественной войне», «Лучшая книга об искусстве»,
«Альбом года».
В конкурсной коллекции этого года более 150 книг,
выпущенных в 2014-2015 гг.
Конкурс отражает процессы – позитивные и негативные, что сопровождают
издательский бизнес, и в то же время демонстрирует несомненный интерес к нему
книгоиздателей и полиграфистов.
В мероприятии принимали участие представители Администрации города,
литературная общественность, читатели и СМИ.
Важно ещё и то, что особое место в конкурсе уделяется теме
истории и культуры Урала — традиционно на «Книге года» существует отдельная
номинация для изданий о краеведении. И подобных книг действительно в последнее
время выпускается всё больше — в этом есть и заслуга издательского конкурса.
Причём, как показывает практика, книги эти интересны самому широкому кругу
читателей — чего только стоит лауреат этого года — «Повседневная жизнь
Екатеринбурга…». Читается не хуже любого приключенческого романа.
Но у каждой медали есть и обратная сторона. Большинство книг
хотя и представляют большой интерес, но изданы очень маленькими тиражами, и
приобрести их — настоящая проблема. Однако это — тема для отдельно разговора…
Зато есть повод заглянуть в библиотеку, где вы уже точно сможете прочесть эти
книги.
Лучшая книга для детей
«За реальный вклад в укрепление связи поколений и патриотическое
воспитание юных читателей»: Л.И.Либов «Ничего не страшиться. Исторические
рассказы и размышления о фронтовиках и войне». ИД «Сократ».
Книгу представляет Раиса Свешникова, начальник отдела анализа и
продаж ИД «Сократ»:
— Книга «Ничего не страшиться» в первую очередь адресована
детям, но её будет полезно почитать и родителям. Сам Лев Либов — фронтовик,
ветеран Великой Отечественной войны, он командовал миномётным взводом, принимал
участие в боевых действиях под Восточной Пруссией. Также он — писатель и
журналист, член Союза писателей России. Эта книга стала последней для Льва
Иосифовича, на 95-м году жизни он скончался. Книгу так и не подержал в руках,
не дожил до её выхода… И всего два дня не дожил до празднования 70-летия
Победы.
«Ничего не страшиться» — не историческое описание событий
Великой Отечественной, а рассказ-рассуждение о причинах и последствиях
вооружённого конфликта. Это путешествие по дорогам войны, а потом по местам
послевоенной России. Главная мысль автора — нужно сделать всё, чтобы
предотвратить новые войны. И с этой мыслью он обращается к детям, живущим в XXI
веке — ведь прежде всего от них зависит, будут ли ещё в истории России страшные
военные страницы. Кстати, текст сопровождается замечательными иллюстрациями
уральского художника Сергея Пауса.
Лучшая книга об искусстве
«За безупречный вкус и мастерство композиции, воплощённые в
книге»: В.А. Кравцев. Сценография. Изд-во «Артефакт».
Книгу представляет Владимир Кравцев, один из авторов, сценограф,
заслуженный деятель искусств России, лауреат «Золотой маски»:
— Основная сложность была в том, чтобы собрать воедино все
макеты и эскизы. Понимаете, у меня их много — и они разбросаны по всей стране.
Кроме того, макеты — вещь очень недолговечная. Бывает так: сделал — забыл. Я
поначалу даже испугался — как мы сможем всё провернуть? Но как-то всё сложилось
очень легко! Со мной работали настоящие профессионалы, и это их большая
заслуга. Да, в авторстве стоит моя фамилия — но без людей, которые помогли мне
всё это реализовать, издание никогда бы не увидело свет. Это действительно
уникальная книга. Она описывает такое интересное, трудоёмкое, малоизученное
искусство, как сценография. И книг на эту тему крайне мало — пока только в
Москве издали подобный материал про Давида Боровского, который работал в Театре
на Таганке с Юрием Любимовым. Боровский, кстати, мой кумир. А так в основном
выпускали маленькие брошюры, которые никуда не годятся. Поймите, это не просто
живопись и не альбом с фотографиями… Тут показано, как художник работает над
спектаклем, как его идея оживает и обретает форму. Если честно, то многие люди
даже не задумываются о «изнанке» моей работы, а после прочтения книги несколько
человек подошли и выразили мне благодарность… Вы не представляете, как же это
приятно!
Проект года
«За уникальный долгосрочный художественный проект, получивший
достойное воплощение в печатных изданиях»: Меццо-тинто. Каталоги
международных фестивалей. Изд-во «Артефакт».
Книгу представляет Никита Корытин, директор Екатеринбургского
музея изобразительных искусств:
— В каждом международном фестивале меццо-тинто принимает участие
около ста художников из 35 стран мира. Конечно, не все работы окажутся
замеченными или просмотренными. Вот и родилась идея создания большого каталога,
который бы объединил всех мастеров. Мы решили, что издание должно быть очень
качественным и красивым, чтобы оно могло навязать конкуренцию международным
аналогам. Хотя сразу оговорюсь, что эту нишу мы уже заняли — наш фестиваль
меццо-тинто единственный. Серьёзные работы нужно серьёзно представлять, и
поэтому мы сделали всё возможное, чтобы выпустить достойную книгу не только по
содержанию, но и по оформлению. Я уверен, что каталоги будут интересны не
только художникам, но и всем, кто интересуется изобразительным искусством.
Время идёт, а мы пока не получили ни одного отрицательного отзыва, хотя
рассылали его не только художникам, но и арт-критикам. К сожалению, издание
увидят не все, потому что по ряду причин мы его не продаём. Но выход найти
можно: например, один художник хотел обменять свою работу на книгу…
Лучшее краеведческое издание
«За последовательность в издании книг, обращённых к истории и
культуре Урала»: Г.Н.Чагин «Народы и культуры Урала в ХIX —XXI вв.». ИД
«Сократ».
Книга пермского историка, доктора исторических наук, профессора
Пермского университета Геннадия Чагина вышла в свет ещё в 2002 году, но
настоящую популярность обрела именно после переиздания. Не случайно приз
вручили с пометкой «За последовательность в издании книг, обращённых к истории
и культуре Урала». Чагин уже пятый десяток лет подробно исследует этнографию
Урала. Кроме того, книга может считаться продолжением другого труда —
«Исторические знания народов Урала». Сейчас к истории и краеведению особое
отношение — это стало вызывать интерес. Так что книга придётся по душе широкому
кругу читателей. Так в первом разделе книги подробно рассказывается о
формировании и расселении народов Урала. А в последующих разделах описываются
народы, издавна живущие на Урале: русские, марийцы, удмурты, манси, башкиры,
коми-пермяки и так далее. Также рассказано об их происхождении, быте, орудиях
труда, поселениях, одежде и пище, об общественных отношениях и семье, вере и
устном творчестве.
Альбом года
«За авторский проект»: В.Штукатуров «Екатеринбург: умножая
на миллион. Екатеринбург в произведениях художников».
Книгу представляет Сергей Айнутдинов, председатель
Екатеринбургского отделения Союза художников России, член Союза
кинематографистов России:
— История книги Валерия Штукатурова очень интересная и при этом
очень грустная. Редко встретишь человека, настолько влюблённого в своё дело…
Штукатуров начинал свою деятельность в книжном издательстве, и именно там он
влюбился в книги. Этот альбом стал не первым, до того он собрал и издал около
пяти подобных работ, но к этому у него было особое отношение. Сначала он
выпустил первую версию, но остался ею недоволен. Говорил, что всё вышло не так,
как было задумано. И тогда он засел за огромную работу — по крупицам собирал и
анализировал картины художников за триста лет! В итоге Валера отобрал более ста
картин, на которых город изображён в разные эпохи. В альбоме можно найти
картины Воловича, Метелёва, Ефремова, Брусиловского и многих других.
Уникальность книги ещё и в том, что Штукатуров отбирал не просто картины, а те
работы, на которых изображены уголки города, которых уже нет! Затем он долго не
мог найти деньги и автора, который бы написал текст, в итоге он каким-то чудом
пробился к Алексею Иванову и попросил его, а Иванов неожиданно легко
согласился. Тут и совпали два интереса — талантливого художника и талантливого
писателя. Но когда альбом — дело всей жизни — ушёл в печать, Валера скончался у
себя в мастерской… Но большой труд не остался незамеченным! Теперь издание уже
на грани коллекционного, и все гоняются за ним.
Лучшее издание о Екатеринбурге
«За подготовку и издание книги, посвящённой малоизвестным
страницам истории Екатеринбурга, высокий издательско-полиграфический уровень и
профессиональное мастерство»: В.Микитюк и О.Яхно «Повседневная жизнь
Екатеринбурга на рубеже XIX-XX веков: Очерки городского быта». Холдинг АМБ.
Книгу представляют авторы — Владимир Микитюк и Ольга Яхно.
— Как родилась идея обратиться именно к этой стороне жизни
города?
О.Я.: Дело в том, мы с Владимиром Петровичем параллельно занимались
исследованием повседневной жизни. У меня даже тема диссертации так и называлась
«Быт горожан». Вот мы и решили поработать в тандеме, поскольку база уже была.
Это общероссийская тенденция. Сейчас вышло множество интересных материалов,
посвящённых именно повседневности, а не деятельности революционеров, как это
было раньше. Нашему городу в какой-то мере опять не повезло. Уральские краеведы
часто писали по такому плану — какой был плохой дореволюционный Екатеринбург и
какой он стал хороший в советское время. При таком подходе от них ускользала
повседневная жизнь — и это плохо. Вот мы и решили объединить усилия и написать
научно-популярную книгу.
— В вашей книге много фактов, историй, фотографий. Это большой
труд, который очень сложно структурировать…
О. Я.: Да,
структурировать такую книгу очень сложно! Только начнёшь писать про что-то
одно, и тут же это завязывается с чем-то другим. Повседневные вещи, к большому
сожалению, не сохраняются. Чашки бьются, обувь рвётся… Даже в архивах очень
мало информации. Например, если у вас захламится квартира, то вы первым делом
выбросите билетики, квитанции — всё то, что и является отражением повседневной
жизни.
В.М.: Уникальность
этой книги ещё и в иллюстративном ряде. Правда, многое было уничтожено
Гражданской войной. Но материала столько, что мы можем выпустить и второй, и
третий том. Кроме того, мы затронули только начало XX века. А если говорить о
Первой мировой войне, революции и церкви, то можно несколько томов сделать.
Кстати, большой интерес вызывают газеты конца XIX — начала XX века. Тогда в
редакцию писали купцы, мещане, крестьяне — а это очень сочный и живой язык.
Волей-неволей приходится подражать (смеётся).
— В конце XIX века Екатеринбург — это всё же провинциальный
город. Можно ли тогдашнюю жизнь горожан назвать скучной?
В.М.: В конце XIX
века Екатеринбург — провинция, но с замахом на столичность. Хотя смотря с чем
сравнивать, конечно. Например, мы тогда были гораздо активнее Перми, которая
была большим губернским городом. Железная дорога и торговля позволяли
активизировать жизнь.
О.Я.: Конечно,
после жизни в Москве и Петербурге тут было скучно, но если крестьянин
переселяется из условных «Нью-Васюков», то его тут сразу жизнь захлёстывала.
Тут тебе и кабаки, и публичные дома, убийства, грабежи — полный набор. Но мог и
спортом заняться, условия все для этого были. Например, самое старое спортивное
общество города — это общество велосипедистов.
— У вас в книге масса интересных историй, но наверняка
большинство не вошло?
О.Я.: Да, к
сожалению, большинство не вошло. Как это часто бывает, много историй связано с
обманом или криминалом. Например, приехал «столичный» стоматолог и вставил
людям пломбы. Вечером, когда поезд со стоматологом и деньгами уехал, у людей
разом всё выпало. Ну или цыганка нагадала парню долгую жизнь, а на следующий
день он умер…
В.М.: Мы идёт от
источника и не верим мифам. Весь материал проверен, и за каждую букву мы
отвечаем. Смешно, но мы сами хотели прочитать такую книгу… Вот и написали её.
Лучшее научно-популярное издание
«За подготовку и издание научно-популярных книг для разных
возрастов»: Френкель Э. Любовь и математика. Сердце скрытой реальности. ИД
«Питер»; Стюарт Э. Хмельной ботаник. Путеводитель по алкогольной флоре
планеты. ИД «Питер».
Книгу представляет Ирина Зайдулина, менеджер по проектам
Екатеринбургского представительства ИД «Питер»:
— Книга «Любовь и математика» издана в популярной серии «New
Science» (Новая наука), которая направлена на доступное объяснение каких-либо
научных фактов и явлений. Так, учёный Эдуард Френкель говорит о том, что
математика позволяет понять гармонию окружающего нас мира. Кроме того,
математику, как науку, нужно регулярно пропускать через себя. К примеру,
Френкель поясняет, что изучение математики в школе похоже на уроки рисования.
Но если конечный результат — это любование картинами Ван Гога, то школьный курс
— это сухое повествование о том, почему краска на картинах трескается. Книга
подойдёт тем людям, которые хотят понять прикладное значение математики и найти
«портал» в неизведанный мир. По ходу всего текста Френкель даёт понять, что
ключ к разгадкам любви лежит через науку, и чем больше мы будем ею заниматься,
тем больше мы будем любить.
А «Хмельной ботаник» — очень интересное энциклопедическое
издание. Нет, оно не призывает к употреблению алкоголя, а рассказывает о
культуре создания, а также о том, где, как и из чего делают популярные напитки.
Этот труд, безусловно, будет интересен взрослым, которые хотят узнать, откуда
берётся тот или иной вкус или какие растения используются для создания
различного алкоголя.
Приятно, что в последнее время вырос интерес к научно-популярной
литературе. Однажды я видела, как в библиотеке молодые люди с увлечением читали
и обсуждали «Любовь и математику» — это здорово. Надеюсь, что эти книги
кого-нибудь подтолкнут к изучению науки.
Лучшее научное издание
«За весомый вклад в дело издания научной литературы»: Н.В.
Ануфриева, И.В. Починская «Лицевые апокалипсисы Урала».
Издательско-полиграфический центр УрФУ.
Книгу представляет Дмитрий Редин, доктор исторических наук,
заместитель директора института истории и археологии УрО РАН:
— Россия в XVIII веке благодаря реформам Петра I делает очень
мощный модернизационный рывок и вливается в социокультурное пространство
Европы. У многих людей, в том числе и некоторых учёных, сложилось поверхностное
понимание этих процессов, но не стоило понимать эти явления слишком
прямолинейно. Реформы Петра отразились на всех без исключения слоях общества. В
книге этот процесс рассматривается со стороны старообрядческих общин, которых
на Урале было очень много. Старообрядцы были очень консервативными и не
допускали изменений в свою жизнь, но западные культурные инновации смогли проникнуть
в их традиционную книжность. Лицевые апокалипсисы (лицевые — то есть
иллюстрированные) — книги откровения Иоанна Богослова показывают, как в
канонические книги проникают западные нововведения и выборочно, но очень
глубоко усваиваются старообрядцами.
Так, в традиционные библейские сюжеты переносятся элементы
европейских гравюр. В то время в России был очень слабо развит жанр
политической сатиры, но и он нашёл отражение в старообрядческой книжности.
Например, в апокалипсисе Тимофея Завёрткина, который написан в 30-е годы
XVIII века, есть сюжет, когда Христово воинство гонит силы антихриста в ад. Ад
изображён традиционно, но вот враги изображены как Пётр I, Меньшиков и
Екатерина. Тут уже угадывается не только элементы одежды той эпохи, но и
портретное сходство. Кроме того, по сюжету они защищаются мечами, но мы видим,
что это треуголки!
В издании обобщены результаты исследования целого комплекса
старообрядческих списков лицевого апокалипсиса XVIII — начала XX века,
существовавших на территории Урала. Но это не просто описание, в тексте
содержится более двухсот иллюстраций памятников русской книжности. Ещё мы
решили сделать небольшой бонус — приложили диск с полнотекстовыми электронными
копиями всех списков, рассмотренных в книге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий