понедельник, 2 ноября 2015 г.

«Книга года–2015». Екатеринбург

15 октября 2015 года в Библиотечном Центре «Екатеринбург» состоялось подведение итогов и награждение лауреатов Городского издательского конкурса «Книга года».



Конкурс «Книга года», организатором которого является Библиотечный Центр «Екатеринбург», проводится с 2000 года при поддержке Управления культуры Администрации города Екатеринбурга.

Он стал заметным явлением культуры нашего города. Благодаря библиотеке екатеринбургские издательства и издающие организации получили открытую общественную площадку для представления своей продукции, продвижения книги, чтения, реализации лучших традиций книжной культуры. В свою очередь Библиотека получила в фонды коллекцию книг, во многом уникальных, издаваемых в Екатеринбурге. Общая конкурсная коллекция за эти годы составила более 2,5 тысяч книг. Они составили ядро краеведческого фонда библиотеки и стали основой для многих библиотечных проектов.

Среди 19 участников этого года - издательства, научные и учебные заведения, полиграфические фирмы, частные лица. Впервые представили свою продукцию Издательский Дом «Питер» и Тюменский государственный университет.

Жюри назвали лауреатов в 20 номинациях, среди которых наиболее полно представлены: «Лучшее издание о Екатеринбурге», «Лучшая книга о Великой Отечественной войне», «Лучшая книга об искусстве», «Альбом года».

В конкурсной коллекции этого года более 150 книг, выпущенных в 2014-2015 гг.

Конкурс отражает процессы – позитивные и негативные, что сопровождают издательский бизнес, и в то же время демонстрирует несомненный интерес к нему книгоиздателей и полиграфистов.

В мероприятии принимали участие  представители Администрации города, литературная общественность, читатели и СМИ.

Важно ещё и то, что особое место в конкурсе уделяется теме истории и культуры Урала — традиционно на «Книге года» существует отдельная номинация для изданий о краеведении. И подобных книг действительно в последнее время выпускается всё больше — в этом есть и заслуга издательского конкурса. Причём, как показывает практика, книги эти интересны самому широкому кругу читателей — чего только стоит лауреат этого года — «Повседневная жизнь Екатеринбурга…». Читается не хуже любого приключенческого романа.
Но у каждой медали есть и обратная сторона. Большинство книг хотя и представляют большой интерес, но изданы очень маленькими тиражами, и приобрести их — настоящая проблема. Однако это — тема для отдельно разговора… Зато есть повод заглянуть в библиотеку, где вы уже точно сможете прочесть эти книги.



Лучшая книга для детей

«За реальный вклад в укрепление связи поколений и патриотическое воспитание юных читателей»: Л.И.Либов «Ничего не страшиться. Исторические рассказы и размышления о фронтовиках и войне». ИД «Сократ».
Книгу представляет Раиса Свешникова, начальник отдела анализа и продаж ИД «Сократ»:
— Книга «Ничего не страшиться» в первую очередь адресована детям, но её будет полезно почитать и родителям. Сам Лев Либов — фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны, он командовал миномётным взводом, принимал участие в боевых действиях под Восточной Пруссией. Также он — писатель и журналист, член Союза писателей России. Эта книга стала последней для Льва Иосифовича, на 95-м году жизни он скончался. Книгу так и не подержал в руках, не дожил до её выхода… И всего два дня не дожил до празднования 70-летия Победы.
«Ничего не страшиться» — не историческое описание событий Великой Отечественной, а рассказ-рассуждение о причинах и последствиях вооружённого конфликта. Это путешествие по дорогам войны, а потом по местам послевоенной России. Главная мысль автора — нужно сделать всё, чтобы предотвратить новые войны. И с этой мыслью он обращается к детям, живущим в XXI веке — ведь прежде всего от них зависит, будут ли ещё в истории России страшные военные страницы. Кстати, текст сопровождается замечательными иллюстрациями уральского художника Сергея Пауса.

Лучшая книга об искусстве

«За безупречный вкус и мастерство композиции, воплощённые в книге»: В.А. Кравцев. Сценография. Изд-во «Артефакт».
Книгу представляет Владимир Кравцев, один из авторов, сценограф, заслуженный деятель искусств России, лауреат «Золотой маски»:
— Основная сложность была в том, чтобы собрать воедино все макеты и эскизы. Понимаете, у меня их много — и они разбросаны по всей стране. Кроме того, макеты — вещь очень недолговечная. Бывает так: сделал — забыл. Я поначалу даже испугался — как мы сможем всё провернуть? Но как-то всё сложилось очень легко! Со мной работали настоящие профессионалы, и это их большая заслуга. Да, в авторстве стоит моя фамилия — но без людей, которые помогли мне всё это реализовать, издание никогда бы не увидело свет. Это действительно уникальная книга. Она описывает такое интересное, трудоёмкое, малоизученное искусство, как сценография. И книг на эту тему крайне мало — пока только в Москве издали подобный материал про Давида Боровского, который работал в Театре на Таганке с Юрием Любимовым. Боровский, кстати, мой кумир. А так в основном выпускали маленькие брошюры, которые никуда не годятся. Поймите, это не просто живопись и не альбом с фотографиями… Тут показано, как художник работает над спектаклем, как его идея оживает и обретает форму. Если честно, то многие люди даже не задумываются о «изнанке» моей работы, а после прочтения книги несколько человек подошли и выразили мне благодарность… Вы не представляете, как же это приятно!

Проект года

«За уникальный долгосрочный художественный проект, получивший достойное воплощение в печатных изданиях»:  Меццо-тинто. Каталоги международных фестивалей. Изд-во «Артефакт».
Книгу представляет Никита Корытин, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств:
— В каждом международном фестивале меццо-тинто принимает участие около ста художников из 35 стран мира. Конечно, не все работы окажутся замеченными или просмотренными. Вот и родилась идея создания большого каталога, который бы объединил всех мастеров. Мы решили, что издание должно быть очень качественным и красивым, чтобы оно могло навязать конкуренцию международным аналогам. Хотя сразу оговорюсь, что эту нишу мы уже заняли — наш фестиваль меццо-тинто единственный. Серьёзные работы нужно серьёзно представлять, и поэтому мы сделали всё возможное, чтобы выпустить достойную книгу не только по содержанию, но и по оформлению. Я уверен, что каталоги будут интересны не только художникам, но и всем, кто интересуется изобразительным искусством. Время идёт, а мы пока не получили ни одного отрицательного отзыва, хотя рассылали его не только художникам, но и арт-критикам. К сожалению, издание увидят не все, потому что по ряду причин мы его не продаём. Но выход найти можно: например, один художник хотел обменять свою работу на книгу…

Лучшее краеведческое издание

«За последовательность в издании книг, обращённых к истории и культуре Урала»: Г.Н.Чагин «Народы и культуры Урала в ХIX —XXI вв.». ИД «Сократ».
Книга пермского историка, доктора исторических наук, профессора Пермского университета Геннадия Чагина вышла в свет ещё в 2002 году, но настоящую популярность обрела именно после переиздания. Не случайно приз вручили с пометкой «За последовательность в издании книг, обращённых к истории и культуре Урала». Чагин уже пятый десяток лет подробно исследует этнографию Урала. Кроме того, книга может считаться продолжением другого труда — «Исторические знания народов Урала». Сейчас к истории и краеведению особое отношение — это стало вызывать интерес. Так что книга придётся по душе широкому кругу читателей. Так в первом разделе книги подробно рассказывается о формировании и расселении народов Урала. А в последующих разделах описываются народы, издавна живущие на Урале: русские, марийцы, удмурты, манси, башкиры, коми-пермяки и так далее. Также рассказано об их происхождении, быте, орудиях труда, поселениях, одежде и пище, об общественных отношениях и семье, вере и устном творчестве.

Альбом года

«За авторский проект»: В.Штукатуров «Екатеринбург: умножая на миллион. Екатеринбург в произведениях художников».
Книгу представляет Сергей Айнутдинов, председатель Екатеринбургского отделения Союза художников России, член Союза кинематографистов России:
— История книги Валерия Штукатурова очень интересная и при этом очень грустная. Редко встретишь человека, настолько влюблённого в своё дело… Штукатуров начинал свою деятельность в книжном издательстве, и именно там он влюбился в книги. Этот альбом стал не первым, до того он собрал и издал около пяти подобных работ, но к этому у него было особое отношение. Сначала он выпустил первую версию, но остался ею недоволен. Говорил, что всё вышло не так, как было задумано. И тогда он засел за огромную работу — по крупицам собирал и анализировал картины художников за триста лет! В итоге Валера отобрал более ста картин, на которых город изображён в разные эпохи. В альбоме можно найти картины Воловича, Метелёва, Ефремова, Брусиловского и многих других. Уникальность книги ещё и в том, что Штукатуров отбирал не просто картины, а те работы, на которых изображены уголки города, которых уже нет! Затем он долго не мог найти деньги и автора, который бы написал текст, в итоге он каким-то чудом пробился к Алексею Иванову и попросил его, а Иванов неожиданно легко согласился. Тут и совпали два интереса — талантливого художника и талантливого писателя. Но когда альбом — дело всей жизни — ушёл в печать, Валера скончался у себя в мастерской… Но большой труд не остался незамеченным! Теперь издание уже на грани коллекционного, и все гоняются за ним.

Лучшее издание о Екатеринбурге

«За подготовку и издание книги, посвящённой малоизвестным страницам истории Екатеринбурга, высокий издательско-полиграфический уровень и профессиональное мастерство»: В.Микитюк и О.Яхно «Повседневная жизнь Екатеринбурга на рубеже XIX-XX веков: Очерки городского быта». Холдинг АМБ.
Книгу представляют авторы — Владимир Микитюк и Ольга Яхно.
— Как родилась идея обратиться именно к этой стороне жизни города?
О.Я.: Дело в том, мы с Владимиром Петровичем параллельно занимались исследованием повседневной жизни. У меня даже тема диссертации так и называлась «Быт горожан». Вот мы и решили поработать в тандеме, поскольку база уже была. Это общероссийская тенденция. Сейчас вышло множество интересных материалов, посвящённых именно повседневности, а не деятельности революционеров, как это было раньше. Нашему городу в какой-то мере опять не повезло. Уральские краеведы часто писали по такому плану — какой был плохой дореволюционный Екатеринбург и какой он стал хороший в советское время. При таком подходе от них ускользала повседневная жизнь — и это плохо. Вот мы и решили объединить усилия и написать научно-популярную книгу.
— В вашей книге много фактов, историй, фотографий. Это большой труд, который очень сложно структурировать…
О. Я.: Да, структурировать такую книгу очень сложно! Только начнёшь писать про что-то одно, и тут же это завязывается с чем-то другим. Повседневные вещи, к большому сожалению, не сохраняются. Чашки бьются, обувь рвётся… Даже в архивах очень мало информации. Например, если у вас захламится квартира, то вы первым делом выбросите билетики, квитанции — всё то, что и является отражением повседневной жизни.
В.М.: Уникальность этой книги ещё и в иллюстративном ряде. Правда, многое было уничтожено Гражданской войной. Но материала столько, что мы можем выпустить и второй, и третий том. Кроме того, мы затронули только начало XX века. А если говорить о Первой мировой войне, революции и церкви, то можно несколько томов сделать. Кстати, большой интерес вызывают газеты конца XIX — начала XX века. Тогда в редакцию писали купцы, мещане, крестьяне — а это очень сочный и живой язык. Волей-неволей приходится подражать (смеётся).
— В конце XIX века Екатеринбург — это всё же провинциальный город. Можно ли тогдашнюю жизнь горожан назвать скучной?
В.М.: В конце XIX века Екатеринбург — провинция, но с замахом на столичность. Хотя смотря с чем сравнивать, конечно. Например, мы тогда были гораздо активнее Перми, которая была большим губернским городом. Железная дорога и торговля позволяли активизировать жизнь.
О.Я.: Конечно, после жизни в Москве и Петербурге тут было скучно, но если крестьянин переселяется из условных «Нью-Васюков», то его тут сразу жизнь захлёстывала. Тут тебе и кабаки, и публичные дома, убийства, грабежи — полный набор. Но мог и спортом заняться, условия все для этого были. Например, самое старое спортивное общество города — это общество велосипедистов.
— У вас в книге масса интересных историй, но наверняка большинство не вошло?
О.Я.: Да, к сожалению, большинство не вошло. Как это часто бывает, много историй связано с обманом или криминалом. Например, приехал «столичный» стоматолог и вставил людям пломбы. Вечером, когда поезд со стоматологом и деньгами уехал, у людей разом всё выпало. Ну или цыганка нагадала парню долгую жизнь, а на следующий день он умер…
В.М.: Мы идёт от источника и не верим мифам. Весь материал проверен, и за каждую букву мы отвечаем. Смешно, но мы сами хотели прочитать такую книгу… Вот и написали её.

Лучшее научно-популярное издание

«За подготовку и издание научно-популярных книг для разных возрастов»: Френкель Э. Любовь и математика. Сердце скрытой реальности. ИД «Питер»; Стюарт Э. Хмельной ботаник. Путеводитель по алкогольной флоре планеты. ИД «Питер».
Книгу представляет Ирина Зайдулина, менеджер по проектам Екатеринбургского представительства ИД «Питер»:
— Книга «Любовь и математика» издана в популярной серии «New Science» (Новая наука), которая направлена на доступное объяснение каких-либо научных фактов и явлений. Так, учёный Эдуард Френкель говорит о том, что математика позволяет понять гармонию окружающего нас мира. Кроме того, математику, как науку, нужно регулярно пропускать через себя. К примеру, Френкель поясняет, что изучение математики в школе похоже на уроки рисования. Но если конечный результат — это любование картинами Ван Гога, то школьный курс — это сухое повествование о том, почему краска на картинах трескается. Книга подойдёт тем людям, которые хотят понять прикладное значение математики и найти «портал» в неизведанный мир. По ходу всего текста Френкель даёт понять, что ключ к разгадкам любви лежит через науку, и чем больше мы будем ею заниматься, тем больше мы будем любить.
А «Хмельной ботаник» — очень интересное энциклопедическое издание. Нет, оно не призывает к употреблению алкоголя, а рассказывает о культуре создания, а также о том, где, как и из чего делают популярные напитки. Этот труд, безусловно, будет интересен взрослым, которые хотят узнать, откуда берётся тот или иной вкус или какие растения используются для создания различного алкоголя.
Приятно, что в последнее время вырос интерес к научно-популярной литературе. Однажды я видела, как в библиотеке молодые люди с увлечением читали и обсуждали «Любовь и математику» — это здорово. Надеюсь, что эти книги кого-нибудь подтолкнут к изучению науки.

Лучшее научное издание

«За весомый вклад в дело издания научной литературы»:  Н.В. Ануфриева, И.В. Починская «Лицевые апокалипсисы Урала». Издательско-полиграфический центр УрФУ.
Книгу представляет Дмитрий Редин, доктор исторических наук, заместитель директора института истории и археологии УрО РАН:
— Россия в XVIII веке благодаря реформам Петра I делает очень мощный модернизационный рывок и вливается в социокультурное пространство Европы. У многих людей, в том числе и некоторых учёных, сложилось поверхностное понимание этих процессов, но не стоило понимать эти явления слишком прямолинейно. Реформы Петра отразились на всех без исключения слоях общества. В книге этот процесс рассматривается со стороны старообрядческих общин, которых на Урале было очень много. Старообрядцы были очень консервативными и не допускали изменений в свою жизнь, но западные культурные инновации смогли проникнуть в их традиционную книжность. Лицевые апокалипсисы (лицевые — то есть иллюстрированные) — книги откровения Иоанна Богослова показывают, как в канонические книги проникают западные нововведения и выборочно, но очень глубоко усваиваются старообрядцами.
Так, в традиционные библейские сюжеты переносятся элементы европейских гравюр. В то время в России был очень слабо развит жанр политической сатиры, но и он нашёл отражение в старообрядческой книжности. Например, в апокалипсисе Тимофея Завёрткина, который написан в 30-е годы XVIII века, есть сюжет, когда Христово воинство гонит силы антихриста в ад. Ад изображён традиционно, но вот враги изображены как Пётр I, Меньшиков и Екатерина. Тут уже угадывается не только элементы одежды той эпохи, но и портретное сходство. Кроме того, по сюжету они защищаются мечами, но мы видим, что это треуголки!
В издании обобщены результаты исследования целого комплекса старообрядческих списков лицевого апокалипсиса XVIII — начала XX века, существовавших на территории Урала. Но это не просто описание, в тексте содержится более двухсот иллюстраций памятников русской книжности. Ещё мы решили сделать небольшой бонус — приложили диск с полнотекстовыми электронными копиями всех списков, рассмотренных в книге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий